Управление карьерой: чем мотивировать сотрудников?

30.04.2015
910

"Карьера – движение к внешним успехам, славе, выгодам, почету, сопровождающее деятельность на выбранном поприще". Толковый словарь Ожегова


Гармоничные отношения «человек-компания» строятся на грамотном балансе интересов обеих сторон. Не последнюю роль в создании этого баланса играет управление карьерой сотрудников. Так, компания получает квалифицированный персонал и лояльное отношение к деятельности предприятия, а «исполнитель» - уверенность в завтрашнем дне и широкий спектр возможностей для самореализации.

kak-motivirovat-rabotnikov

Когда следует задуматься об управлении карьерой сотрудников?


• Если для успешной реализации целей компании на начальном этапе опыт работы не обязателен – руководство предпочитает «выращивать» квалифицированные кадры, а не принимать в штат уже сформировавшихся специалистов.

• В ситуации, когда компания постоянно внедряет инновации и реализует новые проекты в различных сферах.

• Имеет место сложная иерархическая структура с множеством ответвлений.

• Присутствует стабильная или имеющая тенденцию к росту текучка кадров.

• Когда, топ-менеджеры, имея опыт работы в данной сфере и определенные наработки, уже не заинтересованы в повышении эффективности своего труда и не уделяют внимания мотивации нижестоящего персонала.

Какие преимущества получает компания, самостоятельно занимаясь подготовкой специалистов?


• Кадровый состав изначально получает наиболее полное и сформированное руководством представление о бизнес-процессах. Где пройти практику студенту менеджеру, нацеленному на карьерный рост, как не в компании, которая согласится с азов обучить его всем нюансам работы по тому или иному направлению, а затем еще и предоставит возможность карьерного роста?

• Приходя на собеседование без опыта работы, человек изначально ориентирован на меньшую заработную плату, нежели квалифицированный специалист. Соответственно, многим предприятиям выгоднее с нуля обучать новичков «под себя», чем тратить большое количество средств на подготовленного сотрудника с высокими запросами. Кроме того, для детального понимания специфики деятельности, новоприбывшему все равно потребуется некоторое время.

• Практика-стажировка для студентов с последующим зачислением в штат при грамотном позиционировании ценностей компании позволяет получить максимально лояльных сотрудников.

При этом руководству компаний, готовых вкладывать время, усилия и средства в развитие потенциала собственных сотрудников, необходимо создать четкий алгоритм управления карьерой. Для этого, прежде всего, потребуется четко определить, какие этапы карьерной лестницы пройдет каждый сотрудник, каковы его перспективы в ближайшем будущем, через год, три, пять, десять лет.

Нередки ситуации, когда решающим фактором для соискателей является положительный ответ на вопрос: платят ли за практику студентам? Такие сотрудники зачисляются в штат, усердно работают какое-то время, но, приобретая определенный опыт, уходят, соблазнившись более выгодными условиями конкурирующих организаций. Кроме того, отправиться на поиски «лучшей судьбы» сотрудники могут из-за банального нежелания выполнять одни и те же обязанности, отсутствия перспектив роста или даже отказа руководства признать их заслуги. Согласитесь, стать бесплатной кузницей кадров – перспектива довольно неутешительная, поэтому удержанию и мотивации персонала необходимо уделять предельное внимание.

upravlenie-personalom

Механизмы управления карьерой


В соответствии со школой Маслоу, желают карьерного роста люди, уже удовлетворившие базовые потребности. В шкале ценностей таких сотрудников величина заработной платы уступает место признанию и возможностям для самореализации. Однако это далеко не всегда означает желание получить более высокую должность – карьера может выстраиваться как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении.

В первом случае подразумевается, что производственная практика студента экономиста приведет к зачислению в штат, а затем позволит занимать все более высокие должности, вплоть до максимально возможной в рамках конкретного предприятия. Горизонтальная же карьера предполагает переход на близкие в отношении статуса вакансии с несколько отличным кругом задач. К примеру, программисту может быть доверено продвижение нового продукта, а секретарю – работа в отделе кадров. Миграции такого рода возможны при наличии на предприятии соответствующих должностей, а у сотрудников – квалификации и стремления обучаться.

Этапы управления карьерой сотрудников


1. Определение среднесрочных целей развития компании Зная, каких целей, и в какие сроки вы планируете достичь, гораздо проще оценивать, подходит вам тот соискатель должности или нет. Вы с первого взгляда будете видеть, насколько правильное резюме без опыта работы подает вам молодой специалист и сможет ли он развиваться в рамках существующей структуры.

2. Разработка индивидуального плана развития для каждого сотрудника Вопрос всегда не в том, как принять на практику студента, а как раскрыть весь скрытый в человеке потенциал. Собеседование, результаты психологического тестирования, работа на протяжении испытательного срока – все это позволяет понять, на что способен конкретный сотрудник в перспективе. Будет ли он ведомым или в состоянии сам принять руководящую должность, коммуникабельность, обучаемость – все эти факторы влияют на «стоимость» работника для компании и количество прибыли, которое он принесет в перспективе.

3. Всесторонняя поддержка начинаний Каждый без исключения человек нуждается в признании и поддержке. Где пройти практику студенту автомеханику, а затем устроится на работу, если грамотный руководитель и вышестоящие коллеги не будут снисходительны к мелким недоработкам, не поддержат молодого специалиста и не вдохновят его, оценив даже небольшие успехи? Люди склонны относится спустя рукава к тому, в чем все равно никогда не преуспеют, и, напротив, сворачивать горы там, где на них возложены надежды и ответственность.

Все вышесказанное справедливо в отношении предприятий самой разной отраслевой направленности. Определите, что для вас более рентабельно – текучка кадров или штат преданных сотрудников и действуйте на основании принятого решения. Надеемся, что вышеизложенная информация поможет вам построить стабильный и прибыльный бизнес.

ОБСУЖДЕНИЕ СТАТЬИ